Как автоматизировать звук в речи ребёнка
Часто родители спрашивают почему после того, как логопед научил ребенка произносить тот или иной звук, в обычной речи малыша звук отсутствует. Вопрос вполне закономерный. Казалось бы, логопед выполнил свою работу, ребенок может четко и правильно произнести звук, например звук «Ш». А в речи по-прежнему звучит «сапка» вместо «шапка».
Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условнорефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц сначала выполняется с участием сознания, и после многократного повторения одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм». Поэтому процесс включения нового звука в речь ребенка и называется «автоматизация звука».
Как происходит процесс автоматизации?
Процесс автоматизации звука происходит постепенно, двигаясь от простого к сложному и должен строиться в следующей последовательности:
- Автоматизация изолированного звука.
- Автоматизация звука в слогах.
- Автоматизация звука в словах.
- Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
- Автоматизация звука в стихах.
- Автоматизация звука в текстах, рассказах.
- Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Сколько времени необходимо для автоматизации звука?
Зависит это, в первую очередь, от индивидуальных особенностей ребенка: концентрации внимания, заинтересованности в результате. У детей к комплексныи нарушением речи (ОНР (общее недоразвитие речи), алалией и др.) процесс автоматизации занимает значительно больше времени: от 3 до 6 месяцев. Если у малыша нарушено только произношение звуков, а остальные речевые процессы в норме, может потребоваться от 1 до 3 месяцев.
Возможно ли ускорить процесс автоматизации звука?
Для того, чтобы процесс включения нового звука в речь шел быстрее, необходимо соблюдать несколько правил:
- Обязательно закрепляйте новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома. При нарушении систематичности занятий не только отсутствует движение вперед, но и происходит потеря уже сформированного навыка.
- Продумайте систему мотивации ребенка. Конечно, иногда встречаются замечательные дети, которые сами очень хотят научить , напрмер «рычать». Но это встречается нечасто, и в более старшем возрасте. Чаще инициатива исходит от родителей – это МЫ понимаем, зачем нужно правильно говорить, а малышу это пока неведомо. Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок. Вариантов мотивации может быть множество, ведь у каждого ребенка свои приоритеты. Это может быть желание «говорить как мама и папа» или «хорошо учиться в школе» и т.д. Мотивировать малыша может и признание его социального статуса : «теперь ты взрослый, тоже делаешь свои уроки»…
- Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» — это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.
- Самый «энергозатратный» этап автоматизации звука для родителей – это употребление звука в самостоятельной речи ребенка, когда родители должны постоянно следить за речью малыша и поправлять его. Но именно логопед должен определить, когда ребенок готов к этому этапу. В противном случае можно получить полное отторжение и нежелание заниматься.
Эти советы достаточно универсальны. Однако, каждый ребенок индивидуален и логопедическая работа в Детском Центре «Ступеньки» с каждым малышом строится с учетом структуры речевого дефекта, особенностей внимания, памяти, мышления. Мы стараемся мотивировать ребенка, создавая для него ситуацию успеха, вместе радуемся его достижениям и победам.
На предварительной диагностике логопед оценивает все параметры речевого развития: связную речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, слоговую структуру речи и т.д. Основываясь на этих данных логопед строит план работы и предлагает различные варианты логопедического воздействия. Это может быть логопедический массаж, артикуляционная гимнастика или групповые (индивидуальные) занятия с логопедом. Грамотно выстроенный план работы помогает быстрее и эффективнее добиваться главного результата – грамотной речи ребенка.