Что делать при задержке речевого развития
Такой диагноз может быть поставлен ребенку в следующих случаях:
- В возрасте 8-10 месяцев у ребенка не появились первые коммуникативные слова, например «мама», «папа», «баба».
- В возрасте 12-14 месяцев не появились первые слова, обозначающие отдельные предметы и явления, например «машина», «киса», «бобо». Эти слова должны быть привязаны именно к тем явлениям, которые они обозначают и употребляться малышом стабильно. Их звуковая оболочка (произношение) может быть различной, индивидуальной («бибика», «котя» и т.д.). Главное, чтобы ребенок мог пользоваться словами из двух слогов.
- В возрасте от 16 до 20 месяцев у ребенка не происходит количественного роста употребляемых слов, касающихся его бытовой, игровой сферы.
- В возрасте 18-24 месяцев малыш не начинает составлять и известных ему слов простых предложений.
При задержке речевого развития запаздывание данных процессов может быть отсрочено максимально на один год. Если после трех лет ребенок не догнал сверстников, то в этом случае, специалисты говорят уже не о задержке речевого развития, а о патологическом развитии (это может речевое нарушение или нарушение в психическом развитии).
Часто можно встретить рассуждения о том, что для современных детей эти нормы уже не работают, однако специалисты утверждат, что отступление от установленных сроков возможно не более, чем на 2 месяца. Все это нормы заложены в генетической программе развития ребенка и продолжают оставаться актуальными. Естественно, если малыш растет в стандартной речевой среде, где присутствует речь на родном языке.
Что делать, если ребенку выставлен диагноз «Задержка речевого развития» (ЗРР)?
В этом случае, необходимо не ожидая («А может быть само рассосется?») начинать коррекционную работу по преодолению нарушения. Эффективна такая работа будет, если логопед и родители будут действовать в тесном сотрудничестве.
Что будет, если не корректировать ЗРР?
Задержка речевого развития затормаживает развитие мышления, памяти, внимания. В этом случае формируется ЗПР (задержка психического развития). В этом случае, кроме логопеда, ребенку потребуется и специалист дефектолог.
Что делает логопед для коррекции ЗРР?
Коррекции задержки речевого развития осуществляется с помощью индивидуальных и групповых занятий с логопедом; а также логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. При необходимости подключается медикаментозная поддержка, препараты назначает врач невролог-психиатр или невролог.
Как в нашем Центре ведется работа с детьми по коррекции ЗРР?
Для того чтобы работа с ребенком по коррекции ЗРР (задержки речевого развития) была эффективной, проводится подробная диагностика, которая включает изучение истории развития ребенка, особенностей развития, семейного воспитания, поведения. С помощью специальных методик логопед оценивает речевые навыки ребенка и только после подробного анализа выстраивает план работы по коррекции. Он может включать :
- логопедический массаж;
- индивидуальные занятия логопеда;
- групповые занятия логопеда для детей с ЗРР;
- занятия логоритмикой (в группе или индивидуально);
- артикуляционную и пальчиковую гимнастику;
- медикаментозную помощь (назначается неврологом).
Очень важно помнить, что проблемы речевого развития ребенка нельзя откладывать на «потом», так как коррекционная работа наиболее эффективна в возрасте 2-4 лет, когда активно формируется речь малыша.