Что сделать, чтобы ребенок заговорил
Все чаще в своей логопедической практике я сталкиваюсь с вопросами родителей о том, что нужно сделать, чтобы ребенок заговорил. Сразу оговорюсь, что речь пойдет не о том, как поставить диагноз и самостоятельно заниматься коррекционной работой, а о том, что может сделать мама, чтобы помочь малышу. Итак, переходим к советам.
Совет первый
Если мама замечает, что у ребенка есть задержка в речевом развитии, естественно, это вызывает у нее тревогу. И, вследствие этого, любые слова и звуки вызывают особое внимание. Вновь и вновь она повторяет малышу: «Ну, повтори, ну, давай!» Такой эмоциональный прессинг вызывает у ребенка, скорее страх и отторжение, и как следствие, формируется речевой негативизм. И он еще более усугубляет ситуацию. Поэтому, подобные методы стимулирования речи надо исключить. А какие же методы использовать?
Совет второй
Только игровые! Развитие ребенка происходит именно в игре. Поэтому если во время игры мама будет давать ребенку четкий, ясный образец артикуляции, то ребенок сможет легко его скопировать.
Совет третий
Опускайтесь на уровень ребенка. В буквальном смысле. Играя с ребенком обязательно находитесь с ним «лицом к лицу», будь то игра в ванной, за кухонным столом или на полу. Ребенок должен хорошо видеть движения ваших губ. При этом речь мамы должна быть медленной и очень четкой, может даже с преувеличенной артикуляцией.
Совет четвертый
Обращайтесь к специалистам своевременно! Часто возникает ситуация, что мама обращается к специалистам в 4-5 лет, когда время уже упущено и откорректировать речь ребенка уже сложно. Объясняет это мама, чаще всего тем, что слушала советы окружающих. «Сам заговорит!», «Подождите, мой в 4 заговорил!» и т.д. Конечно, есть и такие случаи, когда задержка речевого развития (ЗРР) была вызвана какими-то субъективными причинами и со временем компенсировалась. Но, согласитесь, это не тот случай, когда стоит рисковать.
Совет пятый
Если мама обратилась к специалистам, ребенок начал посещать занятия у логопеда, мама радостно выдыхает, и считает, что теперь она может отдохнуть. Конечно, этого делать нельзя. Именно мама является для ребенка первым и главным учителем. Для того чтобы ребенок начал полноценно заниматься с логопедом, должно пройти время, ребенок должен адаптироваться, начть доверять, вступить в игру. Именно мама является для малыша 24 часа в сутки «источником развития».
Совет шестой
Ребенок не умеет лениться! Часто можно услышать от мамы такую формулировку: «У нас все хорошо, только говорить ленится!» Ребенок запрограммирован матерью-природой на постоянную активность, рост и развитие. Лень не свойственна ребенку. В этом случае, существуют какие-то другие причины, которые мешают ребенку проявлять речевую активность. И эти причины необходимо установить и, по-возможности, ликвидировать.
Совет седьмой
Как определить, что пора обращаться к специалистам? Можно руководствоваться самым простым способом – опираться на возрастной норматив появления фразовой речи: в 2.5 года ребенок должен ее использовать. Это может быть самая простая фраза из 2-3 слов: «Пойдем гулять!» или «Дай машину!» и т.д.
К каким специалистам стоит обращаться?
В первую очередь это невролог и логопед. Задача этих специалистов на данном этапе – определить наличие задержки речевого развития (ЗРР). Затем выстраивается план коррекционной работы . Наблюдая за динамикой речевого развития ребенка в ходе коррекционной работы уточняется диагноз , исключаются нарушения со стороны познавательной сферы ребенка.
Если отставание в речевом развитии значительно, то, как правило, вторично, задерживается и формирование высших психических функций (внимание, память, мышление). В этом случае требуется уже и помощь дефектолога или нейропсихолога.
Групповые занятия по развитию речи
В нашем Центре, кроме индивидуальных занятий специалистов, работают и группы для деток с речевыми патологиями. Группа «Сказочная страна» для детей от 2,5 лет предназначена для малышей с задержками речевого развития (ЗРР). Занятия включают логоритмику, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, познавательные и театрализованные игры.
Именно игровые методы помогают малышу, незаметно для себя, проявлять речевую активность. Яркие, эмоциональные занятия с логопедом в коллективе детей зачастую оказываются прекрасным стимулом для преодоления задержки речевого развития. Часто такие групповые занятия комбинируются с логопедическим массажем или индивидуальными занятиями с логопедом.
Группа «Азбучная страна» (4-5 лет) также предназначена для детей с речевыми проблемами. В этом возрасте главными задачами являются уже формирование правильного произношения и развитие фонематического слуха.
В заключение, хочется дать последний совет: не надейтесь на волшебную таблетку, или «запуск речи», наподобие мотора. Только терпение, труд, и, обязательно, положительный настрой, и мамы и ребенка дадут результат!